Эксцизия шейки матки — что это такое?

Эксцизия шейки матки – малоинвазивная процедура в гинекологии, во время которой врач проводит срез небольшого лоскута шейки. Интересующие врача ткани находятся в устье цервикального канала, а его срез имеет под собой две цели. Во-первых, гинеколог выполняет купирование патологического процесса, во-вторых, направляет материал ткани на гистологическое изучение.  В связи с тем, что процедура инвазивная, к ней необходимо тщательно подготовиться, а также соблюдать все правила реабилитации во избежание побочных эффектов манипуляции.

Показания и противопоказания

Необходимость проведения процедуры оценивается в индивидуальном порядке. Однако существует ряд показаний, при которых обязательно нужно выполнить манипуляцию:

1. Опухолевый процесс. Подозрение на формирование новообразований в области шейки обязательно требует подтверждения, а иссеченный участок направляется на гистологическую диагностику, чтобы оценить степень изменения клеток и особенности их перерождения.
  2. Дисплазия клеток. Дисплазия клеток шейки матки – это нарушение формирования ткани, замена одних клеток другими, которые не могут выполнять те же функции, что и нормальные клетки. Поэтому эксцизия в этом случае выступает важной диагностической процедурой.
  3. Эрозия, эктопия клеток. Эрозия и эктопия – синонимичные понятия, поэтому сейчас в медицине, в основном, используется термин «эктопия». Проявляется этот патологический процесс в виде перехода цилиндрического эпителия, который в норме выстилает канал шейки матки, на ее влагалищную поверхность. Визуально гинеколог видит красное пятно вокруг наружного отверстия канала. Опасность эктопии нужно оценивать индивидуально.
  4. Процессы рубцевания. Уже сформированные рубцы могут менять положение шейки матки, поэтому необходимо дополнительное исследование.
  5. Очаговый эндометриоз, при котором клетки эндометрия, выстилающие матку, переходят на наружные половые органы, и формируются патологические симптомы.
  6. Появление атипичных клеток, которые вызывают подозрения у гинеколога – любое возникновение нестандартного, нефизиологического клеточного роста должно быть под внимательным контролем врача.
  7. Полипы, кисты или наросты, которые не реагируют на лекарственную терапию, с подозрительным прогнозом.
  8. Раневая поверхность на шейке матки или формирование гнойных образований.

Эксцизия шейки матки — что это такое?

Гинеколог назначает процедуру в зависимости от индивидуальных показаний, и перед манипуляцией обязательно расскажет об ее особенностях.

Пройти обследование и записаться на эксцизию шейки матки вы можете в клинике ВИВО Клиник! Опытные врачи проведут безопасную операцию на современном оборудовании. Запишитесь на прием на сайте на удобное время или позвоните нам по телефону 8 (8162) 900-900.

Противопоказания к процедуре – это довольно широкий список, потому что инвазивный метод при игнорировании противопоказаний может привести к нежелательным последствиям и осложнениям. Противопоказания включают в себя:

1. Активный инфекционный процесс или обострение хронического заболевания. В такие периоды закономерно снижаются защитные силы организма, поэтому восстановление после инвазивной процедуры будет идти дольше.
  2. Степень чистоты влагалища меньше 2. Это значит, что необходимо сначала провести лечение заболевания половых органов, потому что повреждение шейки матки может привести к более активному течению патологического процесса.
  3. Нарушения коагуляции (процесса свертываемости крови) из-за различных заболеваний, в частности, снижение уровня тромбоцитов (клеток, участвующих в процессе коагуляции), а также другие состояния, которые ухудшают нормальное тромбообразование. Склонность к кровотечениям – еще одно противопоказание для выполнения процедуры.
  4. Наличие маточных кровотечений неизвестной этиологии – в этом случае сначала нужно выяснить причину возникновения кровотечений, а затем проводить эксцизию шейки матки.
  5. Менструальные выделения (в период менструаций запрещена манипуляция), а также во время вынашивания ребенка, если существует подозрение в зачатии, непосредственно в послеродовый период, во время грудного вскармливания.
  6. Аутоимунные процессы и эндокринологические патологии, при которых процедура может стать фактором, обостряющим течение основного заболевания.

При наличии противопоказаний процедуру откладывают (в зависимости от типа противопоказания) или выполняют альтернативное исследование. Если речь идет об инфекционном процессе, то проводят полное лечение, а лишь затем, после полного выздоровления, назначают процедуру.

Проведение процедуры

Перед эксцизией шейки матки врач назначает стандартный набор исследований. Процедура считается малоинвазивным вмешательством, и особо опасных последствий ждать не стоит, однако в любом случае нужно пройти необходимые исследования, чтобы исключить противопоказания. Во время подготовки девушка или женщина проходит такие шаги:

• общие лабораторные исследования (общий анализ крови, биохимический анализ крови, коагулограмма);
  • специальная лабораторная диагностика (гормональные исследования, мазки);
  • инструментальная диагностика (ультразвуковая диагностика, кольпоскопия).

В день выполнения манипуляции нельзя есть тяжелую пищу, перед посещением врача нужно провести стандартный гигиенический уход наружных половых органов. Гинеколог также спросит дату начала последней менструации, и аллергии на лекарственные средства.

Эксцизия шейки матки — что это такое?

Эксцизию шейки матки проводит врач-гинеколог по особой методике (их существует несколько, и методика выбирается в зависимости от индивидуальных особенностей пациентки, возможностей лечебного учреждения). Каждая из методик обязательно подразумевает краткосрочную анестезию, а непосредственно забор материала проводится максимум за полчаса, чаще – за несколько минут. Полученную ткань доктор помещает в раствор, и материал направляется на гистологическое исследование. Сроки реабилитации зависят от метода, с помощью которого проводилась эксцизия:

1. Лазерная методика считается оптимальным и щадящим методом. Здесь используется лазерный луч. Одновременно с забором материала происходит прижигание поврежденных сосудов, поэтому исключается риск кровотечения после процедуры. Реабилитация происходит быстро и без осложнений, потому что лазерный луч еще и играет роль антисептика, и возможные бактериальные агенты не проникают в поврежденные ткани. После забора материала рубцов не остается.
  2. Радиоволновой метод используется в большей части медицинских учреждений. Специальный электрод испускает волны и выпаривает клетки между нормальными, здоровыми тканевыми участками, и патологическими образованиями. После обработки остается небольшой ожог, однако он довольно быстро и без следов затягивается. Врач выполняет биопсию полученного лоскута, а после гистологической диагностики назначает медикаментозную терапию.
  3. Петлевая методика – это обработка электрическим током, отличается травматичностью. Во время электроконизации электроды накладываются петлевым образом в области подозрительной ткани. Лоскут сжимается и отделяется от здоровой ткани, в это же время происходит коагуляция сосудов, что предотвращает кровотечение.
  4. Диатермоэксцизию проводят пациенткам, у которых диагностированы полипы на шейке матки. После такой методики на шейке матки формируется рубец, из-за чего осложнится нормальное течение родов, поэтому при планировании потенциальной беременности эту методику не используют.

Эксцизия шейки матки — что это такое?

Сроки реабилитации напрямую зависят от индивидуальных особенностей организма и методики, которая была выбрана для диагностики и лечения. На месяц рекомендовано исключить половую жизнь, принимать душ, а не ванную, а также не посещать общественные сауны, водоемы.

Метод имеет существенное количество плюсов перед другими диагностическими процедурами:

• отличается низкой травматичностью, а значит, и период реабилитации будет меньше;
  • низкая вероятность развития кровотечений;
  • минимальный риск возникновения инфекционного процесса на фоне повреждения ткани;
  • минимум болевых ощущений, дискомфорта для пациентки;
  • быстрая и безболезненная реабилитация.

Кроме того, весомое преимущество процедуры – возможность получить полную гистологическую картину состояния полученной ткани.

Эксцизия шейки матки — что это такое?

Эксцизия шейки матки – распространенная гинекологическая процедура, которая позволяет быстро удалить патологический участок, а с помощью гистологического исследования определить его строение, сформировать дальнейшую тактику терапии. Методика проведения диагностики определяется индивидуально, и зависит от здоровья пациентки, количества родов в анамнезе, и других гинекологических особенностей организма.