Прием врача-гастроэнтеролога

Гастроэнтерология – это медицинская область, которая занимается изучением желудочно-кишечного тракта (ЖКТ) человека. Врач-гастроэнтеролог – специалист с высшим медицинским образованием, который проводит диагностику патологий ЖКТ, их дифференцировку, назначает корректное и эффективное лечение.

В последнее время число гастроэнтерологических заболеваний сильно выросло – это связано с тем, что снижается качество продуктов питания, люди меняют собственные пищевые привычки, потому что не хотят тратить время на приготовление домашней еды. Одна из задач гастроэнтеролога – предотвращение патологий пищеварительной системы, разъяснение пациентам важности профилактики нарушений ЖКТ. Детский гастроэнтеролог диагностирует и лечит нарушения у маленьких пациентов – есть определенные особенности детского организма, с которыми специалист регулярно сталкивается.

Записаться на прием гастроэнтеролога в Великом Новгороде вы можете просто и быстро в нашей медицинской клинике прямо на сайте. Или позвоните по телефону 8 (8162) 900-900 — вместе с менеджером вы выберете удобные для вас дату и время посещения.

Прием врача-гастроэнтеролога

Симптомы, с которыми нужно обратиться к врачу

Регулярно посещать доктора нужно 1 раз в 2-3 года, если вас не беспокоят какие-либо жалобы, и у вас нет хронического заболевания пищеварительного тракта. При хронических нарушениях ЖКТ проходить осмотр врача-гастроэнтеролога нужно 1 раз в год, при сезонных обострениях (осенних, весенних) – 2 раза в год. Наконец, при обострении хронического заболевания посетить специалиста нужно при первой возможности.

Однако прием гастроэнтеролога обязательно рекомендован при появлении жалоб со стороны ЖКТ:

• отрыжка воздухом или с неприятным запахом, во время еды или сразу после приема пищи;
  • затрудненное глотание, в частности, из-за ощущения наличия инородного тела (пациенты часто говорят, будто «ком в горле стоит»);
  • повышенное отхождение газов (метеоризм), вздутие;
  • боль в области живота (в верхних, нижних отделах, в правом и левом подреберье);
  • эпизоды тошноты и рвоты, которые связаны с приемом пищи (появляются через несколько минут или несколько часов после еды);
  • чувство тяжести в области желудка;
  • различные нарушения стула – запоры или диарея, изменение консистенции или цвета кала (если это не связано с отравлением или употреблением красящих продуктов, например, свёклы);
  • изжога, ощущение жжения в области пищевода;
  • появление неприятного запаха изо рта, несмотря на ежедневную гигиену ротовой полости;
  • формирование странного привкуса во рту – металлического или кислого характера;
  • дерматологические проявления, например, высыпания на коже, зуд кожи (может являться «кожным» симптомом заболевания пищеварительной системы);
  • резко возникшая пищевая аллергия на продукты, которые человек раньше спокойно употреблял;
  • появление отвращения к отдельным продуктам (например, мясу), особенно, если раньше они были любимыми;
  • потеря аппетита или сильное его снижение.

Другие симптомы, которые должны насторожить каждого человека – это резкая потеря массы тела, вплоть до 10-20 кг, при сохранении обычного рациона питания, пищевых привычек. К подозрительным общим симптомам также относятся повышенная утомляемость, слабость, снижение продуктивности в работе, что может говорить о дефиците питательных веществ в организме, потому что они плохо усваиваются в ЖКТ.

Что лечит гастроэнтеролог?

Доктор лечит нарушения всех органов ЖКТ, и в область его внимания входят такие органы, как печень (важнейший орган, отвечающий за выработку желчи, детоксикацию организма) и желчный пузырь (депонирование желчи), поджелудочная железа (синтез пищеварительных ферментов и гормонов).

К самым распространенным нарушениям пищеварительного тракта, которыми занимается доктор, относятся:

• заболевания пищевода (воспалительные, диагностика инородных тел);
  • гастроэзофагеальная рефлюксная болезнь (ГЭРБ) – нарушение, при котором желудочное содержимое забрасывается в пищевод, вызывая боль, изжогу. Угрожает развитием пищевода Баретта – состояния, при котором нормальный эпителий пищевода из-за постоянного повреждения замещается другими клетками;
  • гастрит – воспаление слизистой оболочки желудка, опасен развитием язвенной болезни;
  • формирование дефектов (язв) слизистой оболочки в разных отделах ЖКТ;
  • панкреатит, холецистит, холангит – воспалительные процессы в поджелудочной железе, желчном пузыре и его протоках;
  • гепатит (воспаление ткани печени), цирроз (замещение нормальных клеток соединительной тканью как следствие хронического воспаления);
  • синдром раздраженного кишечника (СРК) – заболевание кишечника, проявляющееся нарушением его функций (боль, вздутие, запоры или диарея), но без каких-либо органических нарушений в ЖКТ (то есть, не найдена конкретная причина этих симптомов).

Кроме того, врач-гастроэнтеролог диагностирует кишечные инфекции, а также онкологические заболевания пищеварительного тракта. Разнообразные формы недостаточности (например, лактазная), плохое усваивание разных соединений (целиакия) также находятся на контроле у гастроэнтеролога.

Как проходит прием гастроэнтеролога

Посещение гастроэнтеролога начнется с того, что доктор предложит вам рассказать о жалобах, которые вас беспокоят. Он обязательно уточнит, когда симптомы впервые появились, спросит, связаны ли они с ежедневной активностью (например, приемом пищи, сном, физической нагрузкой). Доктор выяснит и семейный анамнез – есть ли подобные проявления у ваших близких, были ли заболевания со стороны ЖКТ у старших родственников. Обязательно врач спросит, принимаете ли вы сейчас какие-либо лекарства, есть ли у вас хронические заболевания, аллергические реакции.

После этого врач-гастроэнтеролог приступает к осмотру. Он оценит кожные покровы пациента, состояние ротовой полости, проведет пальпацию живота. Затем специалист поставит предварительный диагноз и направит пациента на дополнительные методы диагностики для уточнения диагноза.

Традиционно врач назначает лабораторные методы диагностики:

• общий, стандартный анализ крови – оценка состояния организма, отдельных клеток, может указать на воспалительный процесс;
  • биохимия крови – важен для оценки уровня некоторых ферментов (АЛТ, АСТ), амилазы, креатинина (оценка работы почек) и других фракций. Благодаря этому анализу врач сделает вывод о работе органов ЖКТ;
  • коагулограмма – оценка работы свертывающей системы крови (показатели меняются при некоторых гастроэнтерологических заболеваниях, например, при циррозе печени);
  • копрограмма – анализ кала для диагностики поражения гельминтами, паразитами, появления инфекционных процессов;
  • общий анализ мочи – общеклиническое исследование: изменения в моче могут наблюдаться при некоторых видах желтух.

Среди инструментальных методов исследования чаще всего проводятся:

• УЗИ брюшной полости (печень, селезенка, поджелудочная железа) – для визуализации органов, оценки их размеров, структуры, формы;
  • компьютерная (КТ) и магнитно-резонансная томография (МРТ) – более точные методы диагностики, помогают увидеть послойное строение каждого органа;
  • фиброгастродуоденоскопия (ФГДС) – эндоскопическая процедура – человек глотает специальную трубку с камерой, на экране специалист видит строение пищевода, желудка, двенадцатиперстной кишки;
  • колоноскопия – эндоскопическое исследование толстого кишечника;
  • рентгенологические методы (рентген желудка используется в диагностике язвенной болезни, обзорный снимок – для обнаружения кишечной непроходимости).

Дополнительные методы исследования помогают поставить окончательный диагноз и назначить эффективное лечение. На приеме гастроэнтеролога в нашей клинике в Великом Новгороде доктор также даст вам рекомендации относительно образа жизни и питания. Кроме того, наш врач будет следить за динамикой вашего состояния и результатами терапии.

Как подготовиться к приему гастроэнтеролога?

Посещения взрослого или детского гастроэнтеролога не стоит бояться – это специалист, который поможет вам решить проблему. Лучший ваш шаг – это подготовиться к посещению врача.

Во-первых, хорошим решением будет структурировать ваши жалобы, записать их, вспомнить, когда впервые появились симптомы или на фоне чего негативные проявления обостряются. Это поможет существенно сэкономить время на приеме. Гастроэнтеролог обязательно спросит о вашем образе жизнипоэтому заранее продумайте, какие у вас есть пищевые привычки, какие препараты вы регулярно принимаете, вспомните свои хронические заболевания.

Наконец, отлично будет, если незадолго до приема вы сделаете минимум необходимых обследований (например, общий и биохимический анализ крови, общий анализ мочи). Это поможет врачу-гастроэнтерологу лучше разобраться в вашем состоянии уже на первой вашей встрече.

Указанные небольшие шаги дадут больше конкретики доктору во время приема, сократят список диагностических и лабораторных методов, которые вам назначит специалист.

На прием гастроэнтеролога вы можете записаться уже сейчас, в нашей клинике в Великом Новгороде, по номеру телефона на сайте. Опытный врач проведет тщательный опрос жалоб и осмотр, назначит дополнительные методы диагностики, проанализирует их, поставит диагноз и предложит вам конкретную схему терапии. Наш специалист оценит и динамику вашего состояния, при необходимости откорректирует схему терапии.