Тонкоигольная пункционная биопсия щитовидной и молочных желез

Тонкоигольная пункционная биопсия щитовидной железы, молочных желез – это процедура, во время которой врач проводит забор небольших фрагментов тканей, чтобы затем направить их на гистологическое исследование. Биопсия помогает на ранних этапах выявить злокачественные новообразования, дифференцировать доброкачественный и злокачественный процесс.

Показания и противопоказания

Тонкоигольная пункционная биопсия щитовидной железы показана в таких клинических ситуациях:

• при ультразвуковой диагностике было обнаружено крупное узловое образование диаметром более 1 сантиметра;
  • при быстром росте обнаруженного образования (за 6 месяцев на 2 и более миллиметра);
  • при плотной структуре органа;
  • при обнаружении в строении щитовидной железы микрокальцинатов и дополнительной сосудистой сети;
  • с целью обнаружения тиреоидитов аутоиммунного генеза.

Процедура противопоказана, если у пациента есть прямые противопоказания к наркозу, который проводится внутривенно, при обострении хронического процесса, инфекционных заболеваниях, выраженных и серьезных нарушениях в работе сердечно-сосудистой системы.

Если у вас возникли подозрения, дискомфорт в области щитовидной или молочных желез, то вы можете записаться на прием к врачу-онкологу в нашей клинике! Вашей проблемой займутся профессиональные доктора, вооруженные современным диагностическим оборудованием.

Тонкоигольная пункционная биопсия щитовидной и молочных желез

Биопсию молочных желез выполняют, если:

• в одной или обеих молочных железах пальпируется уплотнение;
  • при нарушении нормального цвета соска, а также формы молочной железы;
  • если изменен цвет кожи груди, появляются участки изъявления или шелушения;
  • их соска появляются нетипичные, патологические выделения.

Тонкоигольная пункционная биопсия молочных желез показана также, если при первичном скрининге (например, при УЗИ, маммографии) врач обнаружил патологические участки, которые требуют дополнительной диагностики.

Тонкоигольная пункционная биопсия щитовидной и молочных желез

В то же время, процедура противопоказана, если женщина вынашивает ребенка, или кормит его грудью. Кроме того, нельзя выполнять вмешательство в период обострения хронических инфекций, при активном инфекционном процессе. Особое противопоказание – наличие встроенного кардиостимулятора. Пациент обязательно должен сказать врачу о препаратах, которые он принимает на постоянной основе. Если среди них есть средства, меняющие нормальную свертываемость крови (например, препятствующие процессам свертываемости), то вопрос о биопсии следует решать индивидуально. Наконец, тонкоигольная пункционная биопсия не проводится во время менструации.

Проведение процедуры

Тонкоигольная пункционная биопсия молочных желез – наименее травматичная процедура, максимально щадящая по отношению к тканям. Под контролем ультразвукового аппарата врач проводит пункцию кожи с использованием шприца, и выполняет забор материала. Вся манипуляция занимает буквально несколько минут. Затем материал направляется в лабораторию на гистологическое исследование. Тонкоигольный метод наиболее часто используют при кистах молочной железы – это полости, которые наполнены патологической жидкостью. Жидкость с помощью шприца эвакуируют, стенки кисты «слипаются», оболочка кисты ликвидируется самостоятельно. Кроме тонкоигольной биопсии, существует еще и трепанобиопсия, хирургическая биопсия (для диагностики злокачественных новообразований).

Тонкоигольная пункционная биопсия щитовидной и молочных желез

Аналогично выполняется и тонкоигольная пункционная биопсия щитовидной железы – однако, в иглу поступает железистый биоматериал органа, затем полученная ткань направляется на цитологическую и гистологическую диагностику.

После исследования через некоторое время (в зависимости от сроков обработки материала в лаборатории) при биопсии молочной железы получают один из результатов:

• неполный – это значит, что объема материала недостаточно для исследования, и нужна дополнительная пункция;
  • нормальная ткань – лаборатория показывает, что ткани молочной железы имеют нормальное строение и функцию, злокачественный рост не обнаружен;
  • доброкачественное образование – гистологическое исследование показало, что новообразование в груди имеет доброкачественную природу;
  • злокачественное новобразование – были обнаружены атипичные клетки, которые являются частью злокачественной опухоли;
  • нераковые структуры – взятый материал содержит атипичные клетки, которые могут быть признаком кисты, мастита, другого воспалительного процесса, но не онкологии.

Аналогичная классификация применяется и при биопсии щитовидной железы. Однако если результат пришел «норма», а при УЗИ обнаруживается патологическое образование, можно говорить, что патологические ткани просто не попали в область биопсии, и необходимо повторить исследование или воспользоваться другим методом диагностики.

Тонкоигольная пункционная биопсия щитовидной и молочных желез

Огромное значение имеет и период после тонкоигольной пункционной биопсии молочных желез. Во-первых, в течение 24 часов после процедуры запрещены банные процедуры. Стерильный пластырь, находящийся на месте инъекции, снимать не нужно. При формировании покраснения, посинения, отечности кожи в месте прокола необходимо обратиться к врачу, чтобы избежать осложнений. Во-вторых, не следует использовать сдавливающее, тесное белье в течение нескольких дней после биопсии, а также стоит отказаться от физических нагрузок.

После биопсии щитовидной железы правила аналогичные, однако, есть специфические симптомы, которые говорят об осложнениях процедуры. К таким проявлениям относятся трудности при глотании, появление признаков воспалительного процесса (покраснение, болезненность в месте прокола, повышение температуры, увеличение в размерах лимфатических узлов, появление кровотечения). В этом случае необходимо обратиться к вашему лечащему врачу.

Тонкоигольная пункционная биопсия щитовидной железы, молочных желез имеет ряд преимуществ перед другими методами исследования.

Во-первых, высокая информативность диагностики – исследование материала непосредственно из очага поражения точно и четко помогает понять суть патологического процесса, а значит, и своевременно поставить правильный диагноз пациенту, назначить корректную терапию.

Во-вторых, процедура удобна и для пациента – она практически безболезненна (ощущается, как обычная инъекция), проводится довольно быстро и не занимает много времени. Кроме того, восстановительный период требует соблюдения лишь общих правил, без специальных, особенных требований.

В-третьих, при биопсии довольно редко возникают осложнения, потому что диагностика, хоть и выполняется с повреждением кожных покровов, но не становится провоцирующим фактором для развития инфекционного процесса или других серьезных побочных эффектов. Достаточно лишь соблюдать общие рекомендации врача, чтобы восстановительный период прошел быстро и безболезненно.

Наконец, доступность процедуры подразумевает, что выполнить ее можно в большей части государственных клиник, а также частных медицинских учреждений. Поэтому пройти биопсию не составит для каждого пациента особого труда.

Тонкоигольная пункционная биопсия щитовидной железы, молочных желез – диагностический метод, который помогает точно и быстро определить цитологическое и гистологическое строение подозрительного очага, верно поставить диагноз, своевременно начать целенаправленное лечение заболевания. Биопсия повсеместно применяется для диагностики злокачественных новообразований и отличается высокой точностью исследования.